Рейтинг@Mail.ru
Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?
Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение
№ 130 г. Липецка

Логопедическая помощь

`

Организация коррекционно-развивающей работы в ДОУ

В ДОУ функционирует 1 логопедическая группа.

Коррекционно-развивающая работа с дошкольниками предполагает четкую организацию пребывания детей в детском саду, правильное распределение нагрузки в течение дня, координацию и преемственность в работе логопеда и воспитателя, музыкального руководителя, психолога, инструктора по физической культуре.

Коррекционная работа в ДОУ  рассчитана на 2 года,  носит системный и целостный характер, опирается на:

-Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»

-  «Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи» авт. Н.А. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В. , Миронова С.А., Логутина В.А

- «Основную адаптированную программу дошкольного образования коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи 5-7(8) лет МДОУ комбинированного вида №130 г. Липецка»

- современные авторские методики

и обеспечивает овладение детьми самостоятельной связной, грамматически правильной речью, фонетической системой родного языка, а также элементами грамоты, что формирует готовность к обучению детей с речевыми нарушениями в общеобразовательной школе.    

На каждую специальную группу утверждается одна ставка логопеда и две ставки воспитателя. Режим дня и расписание занятий логопеда и воспитателя строится с учетом возрастных, речевых и индивидуальных особенностей детей, а также с учетом коррекционно-развивающих задач.

В логопедические группы зачисляются дети, имеющие общее недоразвитие речи. Общее недоразвитие речи (ОНР) у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом представляет собой нарушение, охватывающее как фонетико-фонематическую, так и лексико-грамматическую системы языка. В классической литературе выделено три уровня, характеризующих речевой статус детей с ОНР: от отсутствия общеупотребительной речи до развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетического недоразвития (Р. Е. Левина). Рекомендуемое количество детей в группах компенсирующей направленности для детей старше 3 лет с тяжелыми нарушениями речи -  10 детей (СанПиН), предельная наполняемость групп 15 чел.

Основной формой обучения в дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего вида для детей данной категории являются логопедические занятия, на которых осуществляется развитие языковой системы.

Основными задачами коррекционно-развивающего обучения данного речевого уровня детей является работа по развитию:

1) понимания речи и лексико-грамматических средств языка;

 2) произносительной стороны речи;

3) самостоятельной развернутой фразовой речи;

 4) подготовка к овладению элементарными навыками письма и чтения.

      Предусматриваются следующие видызанятий по формированию:

  • связной речи;
  • словарного запаса,
  • грамматического строя;
  • произношения;
  • обучению грамоте

Количество занятий, реализующих коррекционно-развивающие задачи, меняется в зависимости от года и  периода обучения. 

Принципы коррекционной системы обучения и воспитания  детей с ОНР

-ранней диагностики речевых нарушений. Этот процесс является комплексным и осуществляться с участием специалистов различного профиля: педагогов, логопедов, психологов, психоневрологов, психиатров невропатологов, лоров, сурдологов;

-раннего воздействия на речевую деятельность с целью предупреждения вторичных отклонений;

-развития речи и опоры на онтогенез (учет закономерностей развития детской речи в норме). При этом предполагается анализ объективных и субъективных условий формирования речевой функции ребенка, выявление ведущего речевого дефекта и обусловленных им недостатков психического развития;

-взаимосвязного формирования фонетико-фонематических и лексико-грамматических компонентов языка (единство названных направлений и их взаимоподготовка). Коррекция нарушений произношения звуков и слоговой структуры слов позволяет добиваться нужной четкости и внятности речи. В то же время развитие фонематического восприятия подготавливает основу для формирования грамматической и морфологической системы словообразования и словоизменения;

-дифференцированного подхода в логопедической работе к детям с ОНР, имеющим различную структуру речевого дефекта;

-связи речи с другими сторонами психического развития , которые раскрывают зависимость формирования отдельных компонентов речи от состояния других психологических процессов(восприятия, внимания, памяти, мышления). Выявление этих связей лежит в основе воздействия на те психологические особенности детей с ОНР, которые прямо или косвенно препятствуют эффективной коррекции их речевой деятельности. 

Направления коррекционной работы

1.Совершенствование движений и сенсомоторного развития:

 -развитие артикуляционной моторики;

 -развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук:

 -развитие конструктивного праксиса;

 -развитие навыков каллиграфии;

 -развитие общей моторики.

2.Коррекция отдельных сторон психической деятельности:

 -развитие зрительного восприятия и узнавания;

-развитие зрительной памяти и внимания;

- развитие слухового внимания и памяти;

-формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина, количество);

-развитие пространственных представлений и ориентации;

 -развитие представлений о времени;

 -развитие элементарных математических представлений.

3.Развитие различных видов мышления: наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-логического( или абстрактного).

4.Развитие основных мыслительных операций : анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения, конкретизации, классификации , а также :

-формирование умения работать по словесной инструкции, алгоритму;

 -формирование умения планировать свою деятельность;

-развитие комбинаторных способностей.

5.Развитие речи:

-развитие понимания речи;

-формирование правильного произношения (воспитание артикуляционных

навыков , речевого дыхания, фонематического слуха и восприятия, слоговой

структуры, темпо-ритмической организации, внятности и выразительности);

-расширение представлений об окружающем и формирование активного

словаря;

-практическое усвоение грамматических средств языка;

-развитие навыков связной речи;

-овладение элементами грамоты.

6.Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы.

Рекомендации учителя-логопеда родителям

Зачем нужен логопед в детском саду?

Предметно–развивающая среда

В ДОУ оборудован логопедический кабинет. Оформление и оборудование кабинета обеспечивает комфортность и многофункциональность. В кабинете можно условно выделить зоны (центры): рабочее место логопеда, зона для фронтальной работы с детьми, центр для индивидуальной работы, зона для хранения и размещения наглядных пособий. Кабинет логопеда оснащен систематизированными дидактическими и методическими материалами, необходимым оборудованием и инструментами, современными интерактивными образовательными технологиями.

Взаимодействие с родителями и представителями социума.

Для родителей проводятся родительские собрания, консультации, семинары, открытые занятия (с участием родителей), речевые праздники, также родители принимают участие в проектной деятельности группы.

Основной формой взаимодействия с родителями служит тетрадь для домашних рекомендаций. Задания в такой тетради даются не только на звукопроизношение, но и на формирование словаря, грамматического строя речи, на развитие внимания и памяти. Учитель-логопед планирует и координирует совместную работу, определяет вместе с другими специалистами (педагог-психолог, воспитатель, музыкальный руководитель и др.) основные задачи в работе с родителями, т.е.: устанавливает партнёрские отношения с семьёй каждого воспитанника; объединяет усилия педагогов и родителей для развития и воспитания детей; создаёт атмосферу общности интересов; повышает психолого-педагогическую компетентность родителей в вопросах речевого развития ребёнка; оказывает помощь родителям в выполнении ими воспитательных и коррекционных функций, поддерживает их уверенность в собственных педагогических возможностях; обучает родителей конкретным приёмам логопедической работы.

Связь с социумом

  

         

Учимся слышать звуки

20 советов логопеда

Информация для родителей от логопеда

Развитие речи детей

Консультация для родителей "Нестандартное оборудование для развития моторики"

Как нас найти:
Фотоальбом:
  • Наши достижения

Внимание! Коронавирус!



Результаты независимой оценки качества оказания услуг организациями

Управление образования и науки Липецкой области